Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.
1. Ошибки в построении и записи предложений. Записать без ошибок всё предложение.
2. Точка, вопросительный или
восклицательный знак в конце предложения. Выпиши предложение правильно.
Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.
3. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри. 4. Пропуск, перестановка, замена букв. Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка, строй/ка, строй/ка. 5. Перенос слов. Раздели
слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример:
ру-чейки, ручей-ки; оси-на. ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя
оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Деление на слоги. Раздели слова на
слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример:
во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный. ЗАПОМНИ! Сколько в слове
гласных, столько и слогов. Внимание! Место, где была допущена
ошибка, необходимо выделять (подчёркивать). Если допустил ошибку на
правило, узнай, в какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого
мысленно разбери слово по составу. 7. Правописание приставки в
слове. Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3
родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал,
переехал. ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со
словом. 8. Правописание предлога со словом. Из предложения, в
котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится
этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между
предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери ещё слово с этим
предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?)
дому, к (большому) дому; ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово.
Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом
и словом можно вставить ещё слово. У глаголов нет предлогов (на ветке
налетел).
9. Предлог перед местоимением. Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на
это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему. ЗАПОМНИ! Предлоги
с местоимениями пишутся отдельно.
10. НЕ с глаголами. Выпиши глагол с
не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не был, не выучил,
не знал. ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно. 11. Словарные слова и все орфограммы, которые ещё не изучали. Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та. 12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек. Выпиши
слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это
правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия. ЗАПОМНИ!
Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных
пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с
большой буквы. 13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запиши слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи. ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у. 14. Слова с чк, чн, чщ. Запиши
слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например:
девочка, кочка, ночка, почка. ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без
мягкого знака (ь). 15. Мягкий знак – показатель мягкости. Запиши
слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед
ним - одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример:
мальчик, большой, рысь, коньки. 16. Разделительный мягкий знак (ь).
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы,
которые он разделяет – одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример:
вьюга, деревья, обезьяна, воробьи. ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак
(ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё,
ю, я, и. 17. Разделительный твёрдый знак (ъ). Запиши слово
правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами,
буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на
это правило. Например: съезд, объём, объяснил, подъезд. ЗАПОМНИ! объект, субъект, адъютант. ЗАПОМНИ!
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые
оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю. 18.
Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. Выпиши слово,
поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши
проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы
(цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны). ЗАПОМНИ! Безударные гласные в
словах пишутся так же, как ударные. 19. Парные звонкие и глухие
согласные в корне слова. Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни
букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё
3 слова на это правило. Пример: город (города), мороз (морозы), глазки
(глаза), дуб (дубок). ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как
звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне
слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором
после этого согласного стоит гласный или согласный звук. Способы
проверки: У существительного:- изменяя число (ногти - ноготь, локти –
локоть); - изменяя падеж (луг - на лугу, лук - в луке); - подбирая
уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок) - заменяя
существительное глаголом (молотьба - молотить, просьба – просить, ходьба
- ходить); У прилагательных - образование краткой формы: жуткий -
жуток. 20. Непроизносимая согласная в корне слова. Запиши слово,
подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши ещё 3 слова на
это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный
(звезда), местность (место). ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую
согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное
слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук. До чего ж сегодня день чудесНый, СоЛнце в небе празДнично горит, Освещает месТность и окресТность, И теплом своим серДца бодрит, Но лежит на пасТбище корова, ГрусТно смотрят карие глаза, Потому что ей пастух суровый «ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал. И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно! 21. Двойные согласные в корне слове. Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова
для переноса. Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон,
суб-бота. ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится. 22. Двойные согласные одна из которых является частью приставки (суффикса), другая - корня. Запиши
слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери
однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3
слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать,
пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник
(малина).
23. Правописание наречий. Выпиши
слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в
конце слова. Пример: справа, справа, справа. ЗАПОМНИ! Наречия
пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто
оканчиваются на буквы о, а. 24. Гласные и согласные в приставках. Выпиши
слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же
приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали. ЗАПОМНИ! Приставки па
не бывает. 25. Правописание суффиксов. Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом. Если суффикс можно проверить, записать проверочное слово. Пример: Липовый - дубовый, кленовый, осиновый. Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.
26. Правописание слов с шипящим звуком на конце. Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Пример:
шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.),
камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.); дочь
(сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь
(сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.); с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.); кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.). ЗАПОМНИ!
У существительных мужского рода в родительном падеже множественного
числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не
пишется. У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.
27. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы. Поставь
вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это
правило. Пример: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что
делать?) петь. ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на
вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов
2-го лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глаголы
правильно, выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило.
Например: пишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь
(гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.). ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
29. Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных. Выпиши существительное с словом от
которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму.
Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в
нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой
пример на это правило. Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,)
(весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. - сущ., 1 скл., (по
весне)) по улице Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота. ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь. Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.
30. Правописание безударных окончаний
имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с тем
существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному
вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и
вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по
существительному. Пример: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.) ЗАПОМНИ!
Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж.
Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного
можно определить по вопросу, который задается от существительного. В
этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных. 31.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол, в
котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри
на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую
следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит - смотреть (гл.
исключение, IIспр., - и ); ставит – ставить (гл., II спр., - и) ЗАПОМНИ! Гласные е - и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению. (I спр. – - е; - ут; - ют. (Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти. II
спр. – -и, - ат. – ят. Все глаголы на - ить (говорить) + 7
глаголов-исключений на - еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть,
вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать,
дышать, держать, слышать)
32. Разбор слова по составу. Выпиши
слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же
конструкции. Пример: поездка, походка.
33. Фонетический разбор слов. Выпиши
слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество
звуков и букв в слове. 34. Разбор предложения по частям речи. Выпиши
предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи
является каждое слово. Пример: пр. сущ. глаг. прил. сущ. По овражкам заиграли весенние ручейки. 35. Разбор по членам предложения. Выпиши
предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с
вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу
цветут душистые ландыши. Ландыши (какие?) душистые. Цветут (где? ) в
лесу. ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов
устанавливается при помощи вопросов от слова к слову. Подлежащее – это
главный член предложения, обозначает предмет (о ком или о чём говорится в
предложении), отвечает на вопросы Кто? или Что?, подчёркивается одной
чертой. Сказуемое – главный член предложения, обозначает действие
предмета (что говорится о подлежащем), отвечает на вопросы Что делать?
Что сделать? подчёркивается двумя чертами. Определение – второстепенный член предложения. Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Подчёркивается волнистой чертой. (Признак
предмета или явления обозначает определение. Чей? и Какой? ответы
просты, лишь не хватает волнистой черты) Обстоятельство – второстепенный
член предложения. Обозначает время, место, причину, образ действия.
Отвечает на вопросы Где? Когда? Как? Откуда? и Куда? Подчёркивается пунктиром с точкой. (На вопросы Где? Когда? Как? Откуда? И Куда? Обстоятельство всегда вам дадут ответ – да-да.) Дополнение
– второстепенный член предложения. Обозначает предмет. Отвечает на
вопросы косвенных падежей, подчёркивается пунктиром.
36. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово от
которого они зависят. Правильно расставь знаки. Пример: Ель, сосна,
осина и берёза здесь растут дружно и тесно. В огороде ребята собрали
огурцы, помидоры, перец.
|